Описание проекта
Автоматизированная система (САУ) предназначена для управления электроприводами технологического оборудования транспортных маршрутов элеватора.
Цели создания САУ
Внедрение системы было направлено на реализацию дистанционных (от шкафа управления) режимов работы: «Ручной Режим» (РР) и «Автоматизированный Режим» (АР) со следующими возможностями:
- Реализация в РР пуска/останова технологического оборудования как единицы.
- Реализация в РР установки перекидных клапанов и выгрузных станций в целевое положение.
- Реализация в АР штатного последовательного пуска/останова технологического оборудования в составе выбранного транспортного маршрута.
- Реализация в АР работы аспирации за 10-15 минут до запуска и 10-15 минут после останова технологического оборудования в транспортном маршруте, содержащем сепаратор.
- Реализация защитных блокировок для единицы оборудования маршрута в целом в РР и АР соответственно.
- Реализация корректного останова технологического оборудования в составе транспортного маршрута в случае аварийных ситуаций в АР (под «корректным» следует подразумевать немедленный останов оборудования до аварийного и последовательный останов последующего оборудования с возможностью ссыпки зерна).
- Реализация в АР режиме звукового оповещения (кратковременное включение звонка/сирены на промышленной площадке) перед запуском транспортного маршрута на время 10-15 с.
Реализацию проекта осуществили с помощью следующего оборудования:
- Программируемых логических контроллеров
- Модулей дискретного ввода
- Модулей дискретного вывода
- Панели оператора
Внедрение системы позволило решить следующие задачи:
- Обеспечение выбора режима работы: «Ручной Режим» либо «Автоматизированный Режим».
- Обеспечение управления пуском/остановом выбранным технологическим оборудованием в РР, а именно:
- электровибраторами аспирационной установки (ЭВ1, ЭВ2);
- шлюзовыми затворами (ШЗ1, ШЗ2).
- Обеспечение позиционирования (положение открыто/положение закрыто) выбранного технологического оборудования в РР, а именно:
- промежуточной выгрузной станции (Т1.1);
- реечных задвижек (ЗРЕ1-ЗРЕ7).
- Обеспечение позиционирования (положение 1 / положение 2) выбранного технологического оборудования в РР, а именно перекидных клапанов (КП2-КП10, КП12-КП18).
- Обеспечение пуска/останова совокупности оборудования в составе выбранного транспортного маршрута в АР.
- Обеспечение технологических защит и блокировок работы оборудования, а именно:
- для норий:
- подпор (сигнализация оператору);
- сход ленты рабочей ветви (останов нории, сигнализация оператору);
- сход ленты обратной ветви (останов нории, сигнализация оператору);
- обрыв ленты (останов нории, сигнализация оператору);
- отсутствие обратной связи от контактора (останов нории, сигнализация оператору);
- для конвейеров:
- подпор (останов конвейера, сигнализация оператору);
- скорость и обрыв цепи/ленты (останов конвейера, сигнализация оператору);
- отсутствие обратной связи от контактора (останов конвейера, сигнализация оператору);
- для сепараторов:
- отсутствие обратной связи от контактора (останов сепаратора, сигнализация оператору);
- для вентилятора аспирации:
- отсутствие обратной связи от контактора (сигнализация оператору);
- для вентилятора аэрации:
- для перекидных клапанов, реечных задвижек:положение не соответствует целевому (сигнализация оператору);
- отсутствие обратной связи от контакторов (сигнализация оператору);
- для промежуточной выгрузной станции:
- положение не соответствует целевому (сигнализация оператору);
- отсутствие обратной связи от контакторов (сигнализация оператору).
- Обеспечение индикации о состоянии оборудования на мнемосхеме шкафа («работа», «авария», «остановлено»).
- Обеспечение индикации о достижении предельных уровней Силоса, Сушилки, Автоперспективы, Бункеров зерна 1-4, Промежуточного бункера ПБ на мнемосхеме шкафа.
- Обеспечение Аварийного останова всего оборудования одновременно, задающегося с панели шкафа управления.
- Повышение безопасности функционирования технологического оборудования, достигаемое посредством предоставления дополнительной оперативной информации состояния оборудования, сигнализации и индикации аварийных ситуаций.
Иерархия и подсистемы САУ
В состав системы сходят следующие подсистемы:
- «Контроль состояния оборудования», предназначенная для отслеживания текущего состояния датчиков и исполнительных механизмов и индикации состояния оборудования с выполнением сигнализации аварийных ситуаций.
- «Обеспечение безопасности функционирования оборудования», предназначенная для автоматической отработки алгоритмов отключения оборудования при аварийных ситуациях по одному или совокупности контролируемых параметров.
- «Запуск, функционирование и остановка оборудования» обеспечивает автоматизированный запуск и остановку оборудования по команде оператора, отображения текущего состояния оборудования, а также автоматическую отработку аварийных ситуаций.
Комплекс технических средств (КТС) автоматизированной системы включает в себя два уровня иерархии. Нижний уровень реализуется при помощи датчиков и обеспечивает преобразование воздействий физических величин в электрические аналоговые или дискретные сигналы.
Средний уровень реализуется при помощи программируемого логического контроллера (ПЛК). На этом уровне реализуются следующие функции:
- сбор и первичная обработка сигналов от датчиков;
- формирование и выдача команд на исполнительные механизмы;
- автоматическая отработка алгоритмов и сигналов отключения оборудования при аварийных ситуациях;
- индикация состояния оборудования.
Режимы функционирования САУ
Реализованы ручной и автоматизированный дистанционный режимы работы, а также обеспечена индикация состояния технологического оборудования элеватора.
В ручном дистанционном режиме выполняются следующие действия:
- считывание информации с датчиков и отображение информации о состоянии оборудования на лицевой панели шкафа управления;
- обеспечение возможности установки оборудования, регулирующего потоки, в необходимое положение;
- обеспечение разрешения запуска оборудования оператором от шкафа управления с сохранением блокировок;
- выполнение запуска и штатного останова оборудования;
- выполнение останова оборудования при аварийной ситуации;
- подача звуковой и/или световой сигнализации согласно требованиям технологического процесса.
В автоматизированном дистанционном режиме выполняются следующие действия:
- считывание информации с датчиков и отображение информации о состоянии оборудования на лицевой панели ШУ;
- обеспечение разрешения запуска выбранного маршрута от шкафа управления оператором с сохранением блокировок, а также блокировок от предыдущего механизма, следующего механизма;
- выполнение запуска и штатного останова оборудования;
- выполнение останова оборудования при аварийной ситуации;
- подача звуковой и/или световой сигнализации согласно требованиям технологического процесса.
Диагностирование системы
В ручном режиме САУ выполняет проверку возможности запуска единицы оборудования, в автоматизированном – возможность запуска единицы оборудования и выбранного транспортного маршрута в целом.
Система сохраняет работоспособность и приходит в исходное состояние после сбоев в электроснабжении. Исходным состоянием является готовность системы к работе, при этом каждый отдельный механизм находится в стопе.
Список использованного в проекте оборудования АКУТЕК
- ПЛК110-24.30.Р-М – 2 шт.
- МВ110-24.32ДН – 14 шт.
- МУ110-24.32Р – 10 шт.
- ИП320 – 1 шт.
О системном интеграторе/проектной организации:
- ООО НПП «Центр Электромеханической Диагностики»
- тел./факс +38056 -370-99-49
- E-mail: cedgroup@ukr.net
- Сайт: www.ced.dp.ua